Как работает сигнализация на авто ( для “чайников”)

Автосигнализация

Так уж вышло, что сперва 20 лет я занимался электроникой, а потом столько же — механикой. Поэтому, осмелюсь сказать, что немного разбираюсь и в том, и в другом. Постараюсь объяснить, как работает автомобильная сигнализация, не как менеджер, начитавшийся буклетов, а как бывший инженер авиационного полка по радиоэлектронному оборудованию. 

Среди многообразного электронного оборудования самолета особое место занимает  система определения государственной принадлежности. Нам она будет интересна тем, что рассмотрение принципа ее работы поможет понять, как происходит диалог между брелком автомобильной сигнализации и ее центральным блоком. 
И так, на наземной радиолокационной станции, которая обнаружила в своей зоне летательный аппарат, имеется передатчик, который через антенну излучает сигнал запроса: “Ты чей будешь?”. На самом деле такой запрос представляет собой сложный импульсный сигнал. Но мы для простоты обозначим его математически, как число “5”. Это число “5”, будучи принято на самолете приемником, как запрос, отправится на обработку в шифратор самолетной системы. И далее это принятое самолетом число “5” будет преобразовано в соответствии с действующим секретным ключом, в ответное число. Назовем условно действующий секретный ключ  “умножить на 2”, тогда ответное число будет 5 х 2 = 10. Самолет ответит наземной РЛС на ее запрос и излучит в ее направлении ответный сигнал, который в нашем примере будет числом “10”.
На наземной РЛС одновременно с запросом, когда было излучено число “5”, это же число “5” поступило на собственный шифратор наземной РЛС и в соответствии с действующим на это время секретным ключом “умножить на 2” преобразовалось на выходе шифратора в число “10”.
Ответный сигнал от самолета и сигнал на выходе собственного шифратора наземной РЛС поступают для сравнения на схему совпадения. Если сигналы совпадают, в нашем случае это “10” и “10”, то принимается решение о том, что самолет СВОЙ, если не совпадают, то ЧУЖОЙ.

Такие запросы идут с большой частотой. В следующий момент времени генератор случайных импульсов выдаст запрос в виде другого числа, допустим “17”. Оно преобразуется на самолете в соответствии с действующим секретным ключом “умножить на 2” в ответное число 17 х 2= 34. Если на схему совпадения наземной РЛС поступят два числа “34”, то это СВОЙ. И т.д.

Аналогично, как наземная РЛС определяет СВОЙ самолет, так центральный блок авто сигнализации определяет свой брелок. Разница только в том, что в вооруженных силах системы определения государственной принадлежности обслуживаются специальными группами, находящимися в постоянном боевом дежурстве. Секретный ключ (в нашем примере “умножить на 2”) меняется с определенной периодичностью синхронизированной по всем вооруженным силам. На практике это выглядит так, что специалисты вводят этот секретный ключ в блоки аппаратуры несколько раз в сутки. Все это курируется службой госбезопасности и имеет гриф особой секретности. Меняется секретный ключ для того, чтобы защитить систему от утечки информации о действующем ключе.

Отличие бытовой аппаратуры от военной в том, что в автомобильных сигнализациях секретный ключ никогда не меняется. Он как заложен производителем на одну модель сигнализации, так она с ним и “живет” всю свою жизнь. Не зная секретного ключа дешифрировать код сигнализации практически невозможно. Но рано или поздно дает о себе знать утечка информации о ключе той или иной сигнализации. Эта информация становится известна производителям кодграбберов. Это предмет их бизнеса. В кодграбберы прошиваются ключи известных сигнализаций и с этого момента эти сигнализации при помощи этих кодграбберов могут быть открыты дистанционно и практически мгновенно.

Поэтому сигнализации не являются достаточным условием для защиты автомобиля от угона. По моему мнению, с точки зрения безопасности, установка популярных разрекламированных бюджетных сигнализаций может оказывать негативное влияние на сохранность автомобиля, так как большинство владельцев считают, что они защищены, а на практике то “король голый”.
К сожалению, от этого негатива — утечки информации о секретном ключе не застрахована ни одна электронная система, использующая современные алгоритмы кодирования информации. Не технический фактор, а человеческий влияет на то, что сигнализации теряют свои защитные свойства.

Вот пример, взятый из интернета, о предложении продажи кодграббера: http://kodgrabber.biz/ Посмотрите, нет ли вашей сигнализации в предлагаемом перечне? И даже если ее нет сегодня там, то она может появиться там завтра.

Получается нужно постоянно менять сигнализации на автомобиле, каждый раз устанавливая новые последние модели. которые еще не успели потерять своей секретности. Но это с практической точки зрения не приемлемо. Значит нужно устанавливать противоугонный комплекс, который лишен вышеуказанных недостатков.

Помню мы были в Чехии с рабочим визитом в крупнейшем автосалоне Шкода в Праге. Общались с директором автосалона и специалистом по дополнительному оборудованию. Они нам рассказали о том, что в их автосалоне 70% покупателей новых авто заказывают при покупке автомобиля установку механического противоугонного замка. Мы поинтересовались, а какие электронные сигнализации они предлагают своим клиентам. Возникла пауза, потом менеджер по дополнительному оборудованию начал набирать кого-то по телефону, как потом выяснилось, сотрудника склада. Он попросил последнего пойти и посмотреть на коробку, что стоит у них на полке на складе, как называется сигнализация, так как прошло уже более двух месяцев, как никто не заказывал ее установку и он забыл ее название. Потом нам пояснили, что подавляющее количество новых авто в Чешской республике покупается в лизинг, что предполагает обязательное страхование. Основное влияние в Чехии на выбор противоугонных устройств оказывают страховые фирмы, которые мотивируют владельцев авто  существенной скидкой на страховку от угона, если автомобиль оборудуется механическим противоугонным замком. 

Теперь, если вас интересует, что стоит на моем автомобиле, то я спокойно этим поделюсь, так как это никак не поможет угонщикам, а скорее отобьет у них желание возиться с таким автомобилем. У меня установлена сигнализация среднего класса малоизвестного локального производителя, механический противоугонный замок КПП + капота и дополнительный иммобилайзер, который не излучает информации по эфиру. 

Конкретные рекомендации по подбору оптимального комплекса противоугонной защиты для конкретно вашего автомобиля вы можете получить у специалистов CONSTRUCT Ателье.

Залишити відповідь