Современные угонщики – это высококвалифицированные профессионалы.
Угон серьезной машины требует серьезного оборудования: стоимость иных электронных приспособлений может достигать больших сумм денег, а всего на дело преступная группа берет оборудования от 40 до 65 тысяч долларов. Но угнать машину – это одно, а что с ней делать потом – совсем иной вопрос.
Обычно группа работает из трех человек, это оптимальное количество для угона. Основная задача – угнать машину и доставить до точки, где произойдет обмен с заказчиком. Сбытом угонщики не занимаются.
Что касается угонщиков, вдохновленных интернетом, эти обычно специализируются на недорогих плохо защищенных машинах, с горем пополам сбывая их за копейки. Именно эти товарищи чаще всего попадаются в лапы правохранительных органов и получают сроки, позволяя улучшить статистику раскрываемости.
В статистике угонов иномарок доминируют японские машины. Список предпочтений меняется, но в любом случае угонщики склонны прикипать к какой-то марке, и чаще всего это Toyota, Honda или Mazda. Почему?
Обычно угонщики работают под заказ. Они не выбирают, что именно угонять. Им дают марку, модель, цвет, год, комплектацию, и они ищут подходящий автомобиль. Почему выбрали именно такой авто и что с ним будет дальше, их не интересует. Спрос формируют «барыги» и представители заказчика.
Высококвалифицированное угонное дело работает по тем же законам, что обычный бизнес. Важно не просто угнать машину, а заработать на ней. Условно говоря, нужно «отбить» риски и стоимость оборудования, необходимого для угона. Поэтому спросом пользуются модели, отвечающие двум основным критериям: популярные и достаточно дорогие. На популярные модели больше спрос заказчиков, на дорогих больше навар. И японские автомобили, видимо, имеют оптимальное соотношение этих качеств. Та же Toyota Camry – один из самых продаваемых автомобилей с весьма не скромной стоимостью.К тому же, японские машины имеют слабую «естественную» защиту от угона по сравнению, к примеру, с дорогими немецкими авто.
Также сказывается техническая инерция: для работы с определенным кругом марок нужно определенное оборудование, поэтому угонщикам выгоднее специализация. Одна группа например не угоняет немецкие автомобили премиум-класса – нет нужных «гаджетов» или «игрушек», как их называют угонщики. Но прогнозируемо, что волна угонов «немцев» у них начнется через какое то время, когда дойдет нужное оборудование.
Бытует мнение, что защитить машину от угона на 100% невозможно в принципе. Что если есть заказ, заберут все равно. Тем не менее, понятно, что угонщики идут по пути наименьшего сопротивления, и если есть возможность, предпочитают машину с наиболее слабой защитой.
Профи специализируются на дорогих машинах. Предварительно узнаются подробности: привычки владельца, тип противоугонных средств и другие нюансы. Выслеживают у супермаркетов или на местах постоянной парковки, подъезжают дважды: первый раз для сканирования и разведки, второй – для угона.
Угоняют обычно ночью от дома или с парковки. С собой приносят необходимое оборудование, один человек стоит «на палеве», двое работают по ситуации.
После разблокировки краденую машину перегоняет самый «малоценный» член бригады.
Перед угнанным авто идет машина сопровождения, определяющая дислокацию постов ГАИ. Связь держат по рациям или сотовым телефонам.
На угнанный автомобиль ставятся фальшивые номера. Обычно буквенно-цифровая комбинация повторяет госномер существующей машины такой же модели, года и цвета, чтобы в случае остановки не было подозрений.
Если заказчик из другого города, машина сразу направляется на выезд. Если работают с местными – в отстойник. Здесь могут провести дополнительные работы, например, отыскать «маячки» и антенны спутниковых сигнализаций или завершить разблокировку машины. Не всегда противоугонные системы нейтрализуются прямо на месте угона: бывает, до отстойника машину гонят на одной передаче, без работающих приборов или фар.
Инструментарий угонщика
Поддельные документы на автомобиль готовятся заранее, причем, цена зависит от необходимого качества подделки. Естественно, если машину готовят к продаже, делаются документы более высокого уровня, а номер кузова перебивают так качественно, что отличить от настоящего сможет только эксперт с помощью лабораторных методов.
Обычно угоны организуются ради трех сценариев. Самый очевидный – последующая продажа по поддельным документам, нередко в другом регионе. Продажей занимаются «барыги», которые обозначают угонщикам, что пользуется спросом и по какой цене. Способов «легализации» довольно много: могут заимствовать номер кузова и документы от такой же битой машины, могут создать автомобиль-клон – по документам он будет идентичен существующей машине, владелец которой не подозревает о наличии этакого близнеца.
Второй сценарий – разбор на запчасти. Иногда их продают, иногда используют для восстановления разбитого автомобиля клиента.
Профи уверяют, что нейтрализовать можно любые противоугонные системы: просто необходимы голова, руки и определенный набор оборудования, часто дорогостоящего.
Иммобилайзер – электронное устройство, блокирующее одну из систем автомобиля, необходимую для движения, при отсутствии в салоне метки. Штатные иммобилайзеры обычно реагируют на микрочип в ключе.
Штатный иммобилайзер, есть десяток способов обмануть его, например, с помощью «заводилки» – устройства, которое подключается к диагностическому разъему и вводит контролер двигателя в сервисный режим, прописывая новый ключ.
Дополнительный иммобилайзер с меткой и диалоговым кодом добавляет угонщику сложностей, но не является непреодолимой преградой. В крайнем случае приносят с собой всю топливную систему от насоса до форсунок и заменяют ей штатную.
Код-грабберы маскируются под брелоки обычных сигнализаций
Код-граббер – электронное устройство, сканирующее радиообмен между брелоком (или меткой) и сигнализацией, которое может записывать, анализировать и воспроизводить команды брелока. Позволяет мошенникам открывать, иногда заводить автомобили без взлома.
Некоторые сигнализации так и вовсе можно записать в лучшие друзья угонщика. «Сигнализация с динамическим кодом» – звучит многообещающе, но на деле вся эта «динамика» давно известна угонщиками и записана в память код-грабберов, которыми автомобиль вскрывается и даже заводится дистанционно. Работа некоторых моделей грабберов заметна «клиенту»: сигнализация глючит и не ставится на охрану с первого раза. Но есть и те, что работают скрытно (алгоритмические).
Производители сигнализаций подчеркивают, что основная их функция – это именно сигнализация, оповещение владельца о каких-то проблемах. Особых противоугонных свойств сама по себе сигнализация обычно не имеет, а иногда и снижает их.
Впрочем, есть тип «сигналок», которые хотя бы не помогают угонщикам: речь о системах с диалоговым индивидуальным кодом, которые невозможно вскрыть с помощью код-граббера. Разумеется, и такую сигнализацию можно устранить физическим воздействием, но как минимум она защищает от среднеквалифицированных угонщиков, а также от краж личных вещей из салона.
Диалоговый код в упрощенном виде работает так: сигнализация посылает брелоку случайное число, которое тот обрабатывает по алгоритму, уникальному для данного брелока, и отправляет обратно. Перехват единичных посылок не позволяет определить алгоритм кодировки сигнала, поэтому расшифровка занимает слишком много времени.
В этой области идет гонка вооружений. Производители выпускают что-то новое, но и вторая сторона не сидит без дела. Угонщики также обмениваются опытом, получают информацию о новом оборудовании и методах их нейтрализации
Считается, что альянс сигнализации и механического блокиратора практически спасает от угона. Многое зависит от типа блокиратора, в частности от личинки его замка. На хороший блокиратор может уйти до 15 минут, а это делает угон весьма рискованным занятием.
Однако пусть эти откровения не подведут вас к мысли, что защищать машину не надо – мол, угонят все равно. Еще как надо! Угонщики умеют оценивать свои риски, и при наличии выбора из нескольких одинаковых машин остановятся на той, у которой самый самоуверенный хозяин. Тот, что ограничился недорогой сигнализацией и бросил авто во дворе без присмотра.
Рекомендуется выбирать сигнализации с диалоговым кодом, дополняя их механическими блокираторами, а также дополнительными иммобилайзерами и замками капота.
Борьба с угонным бизнесом – это прежде всего создание барьеров для легализации краденого транспорта. Пока же наблюдается обратная тенденция. Профессионалы прекрасно осведомлены не только о методах угона, но и способах минимизации своих рисков.